(5 февраля 2018) Тема отлично вписывается в контекст нового музея. Экспозиция расположена в разных по форме и цвету комнатах. Обращает на себя внимание необычная подача информации: на двух смежных стенах показаны кадры, выполненные в технике графики и иллюстрирующие наиболее значимые моменты истории создания коллекции.
Благодаря движению кадров у зрителя возникает ощущение нахождения внутри, подобно видеоигре. Таких видео-представлений на выставке несколько, и расположены они между комнатами с экспонатами.
В первом зале зрителей встречает портрет Людовика XIV кисти Жана Гарнье (1632–1705). Эта картина была выбрана не случайно: она задает тон всей выставке, ведь на ней король Франции изображен как покровитель искусства. Королевский портрет в медальоне окружен атрибутами искусств и науки. На первый взгляд не сочетающиеся между собой предметы несут в себе вполне определенный смысл. Король покровительствует музыкантам, поэтам и ученым, атрибуты которых легко узнаваемы. Менее знакомы современному зрителю другие символы: виноградная лоза, указывающая на изобилие и богатство, и богиня Афина – покровительница искусств.
Следующая комната представляет собой сад Версаля, в котором расположились две парные скульптуры и Большие апартаменты дворца. В центре комнаты гостей встречает Диана Версальская, или Артемида-охотница, – подарок Папы Павла IV королю Франции Генриху II. Скульптура датируется II веком до н. э. Она настолько нравилась Людовику XIV, что тот во время переездов из одного дворца в другой брал ее с собой. В Лувре Диана стоит в центре зеркального зала, на выставке этот факт обозначен зеркальным отрезком стены. Следует отметить, что посетителям Лувра Абу-Даби невероятно повезло: скульптура впервые после 1556 года покинула Париж.
Здесь же красуется огромная историческая картина – «Царица Томирис приказывает окунуть голову Кира в чан с кровью» (ок. 1625), написанная Питером Паулем Рубенсом (1577–1640). Описание этого исторического события можно прочесть у Геродота. Картина была приобретена Людовиком XIV в 1671 году и располагалась в Салоне Аполлона, где находился также королевский трон. Место было выбрано не случайно: данное полотно исполняло нравоучительную функцию: смерть Кира предостерегала об опасности власти.
Организаторы выставки попытались воспроизвести также частные апартаменты короля, доступ к которым имели лишь избранные. Овальный зал парижского Лувра имел четыре ниши, в которых располагались небольшие бронзовые скульптурные композиции. В Лувре Абу-Даби комната также овальная и в ней воспроизведены две ниши, в которых стоят те же самые скульптуры. Здесь же посетители могут увидеть излюбленные королем вазы из полудрагоценных камней.
Далее, согласно замыслу создателей выставки, гости переходят уже в Лувр XVIII века, в то время, когда он еще не был королевской резиденцией и в нем располагались мастерские художников и ремесленников. Были там и часовых дел мастера, о чем говорят привезенные на выставку часы «Сотворение мира» (1454), дизайн которых разработал Клод-Симон Пассман, а механизм создал предположительно Жан-Батист Дютертр.
Они предназначались в качестве подарка индийскому принцу, но Людовик XV распорядился иначе. В этом нет ничего удивительного: часы высотой более полутора метра удивляют своей красотой и функциональностью и повествуют о процессе сотворения мира. Земля представлена бронзовым глобусом, на котором выгравированы все страны и основные города. Земной шар помещен среди скал и водопадов, выше располагаются облака, среди которых можно также увидеть Луну и семь известных на тот момент планет, каждая на своей оси. Над ними ярко сияет солнце, в центре которого и находятся часы. Солнечный луч достает до самой земли и указывает на… Абу-Даби. Это не случайное совпадение. Для транспортировки часы были разобраны, глобус упаковывался отдельно, и во время монтажа выставки было принято решение повернуть его непривычной для посетителей парижского Лувра стороной.
В витрине этого же зала можно увидеть небольшой, но очень ценный экспонат: подарочный медальон, выполненный в 1668 году Жаном Питтаном мл. и Жаном Петито ст. по заказу Людовика XIV. Когда-то таких медальонов с портретом юного короля, окруженным бриллиантами, было несколько сотен. Ценность этого экспоната – в наличии в нем всех 92 бриллиантов.
Далее посетителей ждет парижский Салон, где представлена выставка современного искусства. Салон существует и по сей день, с той лишь разницей, что современное искусство двухвековой давности не имеет ничего общего с тем, что представлено там сегодня. Художники и скульпторы, чьи работы принимались в Салон, имели возможность обратить на себя внимание влиятельных заказчиков. Другие представители творческих профессий: философы, поэты и теоретики искусства – обменивались мнениями и развивали свои идеи. Посетители выставки в Абу-Даби могут насладиться работой Жан-Батиста Пигаля «Меркурий, завязывающий сандалию» (1744). С этой скульптурой связана забавная история. В 1741 году на суд Королевской академии художеств Пигаль представил первую ее версию из глины. В Академии работа понравилась, ее попросили сделать из мрамора, и в 1744 году она была представлена публике. Более того, Академия заказала эту же скульптуру в полный рост, которая, вместе с парной ей Венерой, отправилась в качестве презента прусскому королю Фридриху II. У этой истории мог бы быть не такой счастливый конец – ведь Пигаль чуть было не отдал глиняную версию скульптуры в качестве платы за свое кратковременное проживание в Лионе.
Обращает на себя внимание небольшого формата брошюра – каталог выставки картин Салона 1785 года. В каталоге можно найти не только имя художника и название произведения, но также и краткое описание работы. Такие брошюры продавались за копейки и пользовались спросом, а вот расположенный рядом фарфоровый монокуляр является предметом роскоши – владели такими лишь самые заядлые любители искусства.
Последующие залы посвящены новому этапу развития Лувра. При Наполеоне коллекция музея активно пополнялась экспонатами из разных стран. Богатство коллекции сделало Лувр самым крупным мировым музеем, в 1803 году он был переименован в Музей Наполеона. Его директор, Доминик Виван Денон, заказал скульптору Лоренцо Бартолини бюст Наполеона для центрального входа в музей. Он был выполнен в 1805 году, но на почетном месте простоять ему было суждено недолго: в 1814 году Наполеон отрекся от престола, и в стране была восстановлена монархия. На выставку в Лувр Абу-Даби привезли ту самую скульптуру Наполеона, выполненную из бронзы и имеющую колоссальные размеры: 155х91х76 см. К несчастью для Лувра, в последующие годы более 5000 конфискованных ранее работ вернулись к прежним владельцам, о чем и повествует короткое видео. Несмотря на это, интерес к мировому искусству не угас, и на сегодняшний день парижский Лувр насчитывает несколько сотен тысяч экспонатов, представляющих искусство всего мира. Помимо многочисленных картин и скульптур посетители Лувра Абу-Даби смогут увидеть на выставке гравюры, предметы интерьера, французский гобелен XV века, статуэтку с острова Пасхи, сирийскую вазу XIII века и много других произведений искусства.